Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

юбилей Людоеда

В связи с годовщиной Сталина вспомнилась старая советская частушка:

Родился в селенье Гори
Мне, тебе и всем на горе
У сапожника Васо
Трижды сукин сын Сосо.


Ну и, конечно, поздравление от одного людоеда другому.

73.77 КБ

Гитлер – Сталину, газета "Правда", 23 декабря 1939 года.

Уверен, они сейчас на одной сковородке жарятся.

вспоминая Гайдара

В субботу в ЦКБ (ул. Маршала Тимошенко, дом 15) пройдет прощание с Егором Гайдаром. Начало в 12:00.

Похоронен он будет на Новодевичьем кладбище.

Я собираюсь прийти на прощание. Уверен, народу будет много.

Ну а пока вспомним некоторые вехи его биографии.

39.57 КБ

Collapse )

Власов как диагноз

Вам всё шуточки, а, между прочим, политика и особенно выборы иногда представляют серьезную опасность для психического здоровья человека, в эти процессы погруженного.

За свою жизнь я был участником нескольких крупных избирательных кампаний. И видел как люди от перенапряжения натурально сходили с ума. Начинаются выборы – вроде нормальный человек. Заканчиваются – человек рассказывает, что враги из соседней квартиры его облучают и ему срочно нужно передать важнейшую информацию лично президенту.

Или вот, например, функционер «Яблока» Алексей Мельников. Десять лет был депутатом Госдумы. Потом десять не был депутатом Госдумы. Активно участвовал в выборах в Мосгордуму: листовки распространял, стикеры клеил, в интернете писал воззвание за воззванием, оправдывал и поддерживал генеральную линию партии… А партия в думу так и не прошла. Результат – напрочь съехавшая крыша.

Мельников выставил на всеобщее обозрение в блоге на «Эхе Москвы» свой текст под названием «За Родину! За Власова!». Ага, вы всё правильно поняли. За того самого Власова, генерала-предателя, переметнувшегося во время великой войны на сторону Гитлера.

«Среди наших соотечественников, отравленных ядом коммунистической версии истории Второй мировой войны, распространено представление о том, что входившие в движение за освобождение России от большевизма люди были предателями.
Несомненно, что с большевицкой точки зрения это так и есть. Но вовсе не с точки зрения России
», - пишет Мельников.

26.89 КБ

Я, наверное, тоже отравлен «ядом коммунистической версии», но считаю, что если на твою землю пришли оккупанты, ты с оружием в руках должен защищать страну.

Так, кстати, и генерал Власов считал, воевал с немецкими войсками на Украине, под Москвой. А потом попал в плен, где ему, как и многим другим, была предложена альтернатива: воевать на стороне врага или быть расстрелянным. Власов почесал репу – и стал «борцом за освобождение России от большевицкого режима». Того самого режима, за установление которого он, к слову, воевал в рядах Красной армии в период гражданской войны.

Мельников не соглашается и, ссылаясь на исторические источники, повествует, что «крестьяне со слезами на глазах целовали шинель Власова, приняли его как действительного освободителя и готовы были с ним идти до конца. Никто в нём не видел предателя и изменника… Если бы Власову в 1943 году дали свободу действий, мы бы освободили Родину и от Сталина, и от Гитлера».

Ага, освободили бы. Гитлер, наверное, для того и начал войну с СССР и пролил кровь немецких солдат на нашей земле, что «освободить» ее от большевиков. Мы-то думали, чтобы завоевать. Но это, как напоминает Мельников, «яд коммунистической версии».

В качестве главного аргумента в пользу генерала-перебежчика Мельников приводит текст власовского Манифеста Комитета Освобождения Народов России.

Особенно трогательно в этом манифесте выглядит пункт б) в разделе целей Комитета:

Прекращение войны и заключение почетного мира с Германией.

Нет, я категорически отказываюсь верить, что оправдывать всю эту мерзость может психически здоровый человек.

"Царь" и исторические параллели

Был на премьере фильма «Царь» Павла Лунгина. Сильное кино, но очень тяжелое для просмотра. С трудом представлял себе Петра Мамонова в роли Ивана Грозного, но сейчас даже не могу придумать, кто лучше сумел бы вжиться в эту роль.

35.25 КБ

Несколько вещей в фильме, которые обращают на себя особое внимание:

1. Жестокость, с которой сняты многие сцены. Медведь задирает на смерть человека и потрошит труп на глазах улюлюкающей толпы – «божья казнь», устроенная Грозным в Москве. Тот же медведь ударом лапы убивает блаженную девочку, которая пытается остановить расправу. Казнь племянника митрополита: выламывание рук на дыбе, отсечение головы и поцелуй мертвой головы «человека, который не соврал» Филиппом. Опричники сжигают деревянную церковь, где забаррикадировались монахи с телом митрополита, падающий купол с крестом (эта сцена, кстати, наверняка вызовет протесты ультраправославной общественности). Выходишь из кинозала с тяжелым чувством, не каждый зритель будет готов к такой жестокости на экране. С другой стороны, наверное, просто невозможно снять убедительный фильм про Ивана Грозного без подобных сцен.

2. Исторические параллели. В фильме их довольно много. Например, тема силовиков-ястребов и либералов-гуманистов в окружении авторитарного правителя. Роль силовиков при Грозном, естественно, исполняют опричники, которые «разоблачают» заговоры, ищут «предателей» и заливают Москву кровью. Причем среди них тоже есть разные люди – Малюта Скуратов делает свою кровавую работу явно без удовольствия, любит сына и просит прощения у митрополита перед тем как его убить. А опричник Басманов, напротив, настоящий садист.

Гуманистом при царе по сюжету становится митрополит Филипп, призывающий царя миловать людей. Он друг детства государя, тот любит его, но в конце концов терпеть пререкания митрополита ему надоедает и Грозный расправляется с митрополитом. Классическая судьба придворных либералов, пытающихся образумить диктаторов.

Или вот еще одна параллель. Когда воеводы, честно бившиеся с поляками, возвращаются в Москву, их обвиняют в измене. Опричники издеваются над ними, унижают, клеймят и в итоге отдают на публичное растерзание медведям. Здесь, конечно, возникают прямые ассоциации со сталинскими НКВДшниками, тыловыми крысами, которые мордовали боевых офицеров, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, и выбивали из них признание в предательстве.

3. Тема созидателей и разрушителей. В начале фильма митрополит Филипп, интересующийся науками и новейшими изобретениями, обучает одного из опричников конструировать различные мельницы. В финале этот же опричник демонстрирует царю машины для пыток, возведенные по схемам мельниц митрополита. В общем-то, в нашей стране (да и в мире) частенько благородный труд созидателей использовался для своих целей варварами и разрушителями.

Иван Грозный, в свою очередь, терзаемый грехами ищет себе оправдание. «Как человек я грешник. Но как государь я праведный», - повторяет он любимую мантру любого диктатора.

В принципе наша средневековая история не сильно отличается от того же периода в истории Европы. Там тоже были свои маниакальные диктаторы, кровавые расправы, публичные казни и прочее. Но если посмотреть на современную Европу, сложно поверить, что всего пятьсот лет назад там были подобные нравы. А вот окидывая взглядом нашу страну, в это поверить легко.

Нынешние российские правители, конечно, не скармливают медведям своих врагов на площади. Но мыслят примерно также как Иван Грозный: «Кто выступает против власти, тот против богу противится. А кто богу противится, тот отступник».

Кросспост: Эхо.Мск.Ру

Адам Михник

Познакомился с легендарным польским диссидентом Адамом Михником. С 1961 года он боролся с советским режимом в своей стране, сидел в тюрьме, редактировал подпольные издания, выступал одним из организаторов бархатной революции в Польше. Сейчас он возглавляет одну из самых авторитетных польских газет Gazeta Wyborcza.

Михник несколько дней был в Москве для написания доклада о состоянии свободы слова в России. Мы встретились с ним в компании с Немцовым, Миловым и Ольгой Шориной – и отлично провели время. Горжусь этим знакомством.

25.62 КБ

Адам называет себя «настоящим польским русофилом» и весь вечер говорил о том, что любит нашу страну. Говорил, что в Польше много ненавистников России, но он к ним не относится, потому что будет считать свою родину в безопасности только тогда, когда Россия будет свободной и демократической. В этом и должна быть заинтересована Европа, считает он.

Именно из-за этой своей позиции, считает Михник, Путин выбрал возглавляемую им газету для публикации своей известной статьи. Gazeta Wyborcza критикует российскую власть, но «никогда не позволяла себе русофобию». Что касается содержания путинской статьи, он назвал очень важным прозвучавшие в ней слова об аморальности пакта Молотова-Риббентропа.

Михник рассказал про свой арест в 1968 году. По его словам, тогда в Польше был пик государственного антисемитизма, многие эмигрировали, и его, помимо всего прочего, обвиняли в еврейском происхождении. И вот после двух недель в карцере Михника привели на допрос к следователю. Тот предложил ему чай, сигареты…

- Скажите, Адам, - посмотрел в глаза диссидента следователь. – Вот если вас выпустят из тюрьмы, вы уедете в Израиль?
- А почему я должен ехать в Израиль? - спросил Михник.
- Ну вы же еврей.
- Что ж, пожалуй, я уеду в Израиль, - усмехнулся Михник. – Но сделаю это в тот день, когда вы все уедете в Москву. Потому что еврей я или нет – это еще вопрос. А вот то, что вы советские чекистские свиньи – факт.
-В камеру ублюдка!!! – заорал следователь.

Следующие две недели Михник провел в карцере.

Рассказал Михник и о своих трениях с советским диссидентом Владимиром Буковским, который сегодня является нашим товарищем по «Солидарности». Буковский и Михник, по словам последнего, принципиально разошлись в оценке затеянной Горбачевым перестройки. Буковский считал, что это не более чем чекистская хитрая комбинация. А Михник говорил, что это не может быть чекистской комбинацией, потому что на прилавках книжных магазинов появился Солженицын, за которого раньше гарантированно сажали.

Очень остроумно Михник прокомментировал инициативу Кремля сделать главным национальным праздником России 4 ноября – день изгнания из Москвы польских интервентов.

«О, это вызвало в Польше настоящий патриотический подъем, - смеялся он. – Вы не представляете, как много поляков даже представления не имели, что мы когда-то брали Москву! Вот мы какие крутые были, оказывается!»

Невельск

Продолжаю рассказывать про Сахалин. Я уже писал про города Холмск и Корсаков, теперь на очереди Невельск, еще один южный острова, расположен примерно в 130 километрах от столицы острова Южно-Сахалинска.

Изначально это поселение основали представители одной из японских народностей. Русские экспедиторы здесь появились в конце 18 века. До войны 1905 года в город (который тогда назывался Хонто) принадлежал одновременно и России, и Японии; было даже две администрации. Однако после войны 1905 года город полностью перешел под юрисдикцию Японии вплоть до 1945 года, когда советские войска вернули его обратно в состав нашей страны.

171.58 КБ

Сегодня это небольшой рыбацкий городок с населением около 12 тысяч человек. Есть порт, где работает большинство жителей. Кроме люди промышляют ловлей и сами: добывают крабов, мелких креветок, которые здесь ползают у самого берега.

В 2007 году здесь было серьезное землетрясение, мощность которого оценили в шесть баллов по шкале Рихтера. Тогда погибло два человека, еще десять получили травмы. Инфраструктуре Невельска был нанесен серьезный ущерб: около трети зданий была повреждена, часть домов пришла в негодное состояние. В итоге несколько тысяч человек были вынуждены переехать.

227.72 КБ

Следы землетрясения двухлетней давности и сейчас видны невооруженным глазом. Завалы порушенных домов разбирают лениво и не спеша. Построили новый довольно аккуратный райончик из небольших коттеджей, который откровенно контрастирует с порушенными домами.

А главная достопримечательность города – сивучи. Это такая разновидность тюленей, отличающаяся большим размером ушей. В летние месяцы эти славные животные выползают на берег и устраивают здесь лежбище. Местные жители очень гордятся этим фактом и считают сивучей своими соседями.

Collapse )

праздничное


На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.

...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

Роберт Рождественский
1969

сталинизм и как от него избавляться

Горячка в связи с очередной годовщиной смерти Сталина вроде бы сходит. Скажу несколько слов в связи с возможным введением уголовной ответственности за оправдание сталинизма и репрессий. Вернее – уже сказал, комментарий опубликован на сайте АПН.

17.48 КБ

Собственно, о чем речь? Политкомитет «Яблока» на днях принял заявление суть которого сводится к требованию уголовно преследовать лиц, оправдывающих сталинские репрессии, а также запретить организации, «являющиеся или называющие себя наследниками ВКП(б)-КПСС».

Эту идею горячо поддержала и т.н. партия «Правое дело».

В принципе вектор заявления мне близок, но к самой инициативе «Яблока» я, честно говоря, отношусь скептически. Десталинизация общества – большая задача, которую моему поколению так или иначе придется решать. Но нужна общественная дискуссия, а привлекать к ответственности своих идеологических оппонентов не самый либеральный путь.

А вообще в России сегодня полно более актуальных проблемы, тратить энергию и силы на борьбу со сталинским наследием в разгар кризиса, я считаю, не очень правильно. Тем более, «Яблоко» традиционно партия экономистов, и распыляться сейчас как-то целесообразно.

Петра: город в скале

Съездил из Израиля в древний город Петра, который находится на территории современной Иордании.

Городу примерно три тысячи лет, он был столицей Набатейского царства. Петра в переводе означает «скала». Город находится в скалах, почти на километр возвышаясь над уровнем моря. И практически полностью выбит в каменных глыбах. Настоящий каменный мегаполис.

127.42 КБ

Долгое время, благодаря удачному расположению, Петра была крупнейшим торговым и политическим центром Ближнего востока. При этом город был неприступной крепостью. В начале новой эры войска Римской империи четырежды штурмовали Петру – и каждый раз неудачно. Дело в том, что к Петре вели узкие ущелья, и римляне, пытаясь просачиваться через них, теряли множество воинов, по сути так и не продвигаясь к городу. Римская армия столкнулась с той же проблемой, что и персы, воевавшие с тремя сотнями спартанцев в знаменитом фильме.

В итоге Петра все же стала римской провинцией, но произошло это только в результате дипломатических переговоров. И римляне в общем-то стали причиной заката Петры: именно они открыли торговый путь на Ближний Восток, что нанесло мощный удар по экономическим позициям города.

Окончательно город пришел в упадок в период арабского завоевания. Хотя некоторое время город был рубежом крестоносцев: они организовали здесь крепость и держали оборону.

В 13 веке город был окончательно заброшен. На протяжении пятисот лет здесь не было ни души, Петру занесло песками, город ушел в историю, забытый людьми.

Останки Петры были обнаружены европейскими экспедиторами только в 19 веке. Позже начались археологические раскопки. На сегодняшний день можно видеть не более 15% древнего города, раскопки продолжаются.

Collapse )

Иерусалим

Иерусалим уникальный город. Трехтысячелетняя история места, за которое воевали десятки народов, чувствуется в каждом камне, в каждом переулке старого центра.

Каких только армий не было на улицах Иерусалима, кто только не воевал за право контролировать город. Ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, крестоносцы, сирийцы, египтяне, татаро-монголы, хорезмийцы, турки... Число мертвых, погребенных под иерусалимской землей, невозможно посчитать даже приблизительно.

Иерусалим – один из главных городов в человеческой истории. Культовое место для последователей трех религий. Центр мира в средневековых картах. Город, неоднократно разрушавшийся и возрождавшийся, город, развитие которого происходило под влиянием множества культур.

169.26 КБ

Многовековое переплетение культур и религий сформировало относительные терпимые взаимоотношения между жителями современного Иерусалима. Евреи, арабы и христиане смирились с существованием друг друга и живут по правилам общежития.

В пятницу вечером можно наблюдать такую картину. Евреи отмечают наступление Шабата. Собираются у Стены плача и прилегающих улочках, кучкуюся на площадках. Собираются в круг, поют, читают Тору, молятся. Все это происходит на фоне громогласного «Аллааах Акбар!», который разносится из мегафонов, установленных под куполами множества мечетей.

Хотя сейчас, конечно, ситуация все-таки напряженная. Я наблюдал, как игравшие в футбол арабские дети увидели в стороне молящихся евреев и не удержались – швырнули в них пару камней.

Кстати, обращает внимание религиозность еврейской и арабской молодежи. И те, и другие организованно ходят в синагоги и мечети, проводят там много времени, по памяти цитируют священные писания. Сложно представить, чтобы русские 20-25-летние парни в пятницу вечером собирались, чтобы помолиться.

Collapse )