?

Log in

No account? Create an account

El pueblo unido jamás será vencido

Илья Яшин: Живой Журнал


Previous Entry Поделиться Next Entry
Реформа МВД - полумеры Медведева
yashin
Итак, президент Медведев объявил о реформе МВД. На специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru опубликован проект соответствующего закона, который планируются принять до начала следующего года.

Желание главы государства реформировать правоохранительную систему можно только приветствовать. Уверен, что в первую очередь это желание обусловлено давлением снизу: гражданское общество за последние месяцы очень многое сделало для того, чтобы милиция начала меняться.

Есть здесь, с моей точки зрения, и вклад демократической оппозиции. Весной этого года мы с Владимиром Миловым обнародовали в Независимом пресс-центре свои предложения по реформе МВД, напечатали и разослали брошюру в администрацию президента, в правительство, депутатам и силовикам.

Текст нашей реформы МВД размещен на сайте движения «Солидарность».



Одна из наших идей, взятая на вооружение Медведевым, сегодня обсуждается наиболее активно - переименование милиции в полицию. Совершенно правильная идея. Наши аргументы за: нынешняя милиция дискредитирована настолько глубоко, что восстановить доверие даже к ее названию уже практически невозможно, поэтому нужна коренная перестройка с нуля и переименование.

Однако одно только переименование проблему не решит – это очевидно. Назови «Запорожец» хоть «Мерседесом», хоть БМВ, но быстрее он не поедет.

В законопроекте Медведева есть идеи, которые можно приветствовать, равно как и мысли, которые вызывают опасения.

Например, впервые в законодательстве о правоохранительных органах может быть закреплен крупный блок, касающийся прав и свобод граждан. Медведев намерен обязать полицейских зачитывать гражданам их права и по просьбе задержанных информировать их близких о происшедшем; участковые полицейские будут обязаны отчитываться перед гражданами, проживающими на подведомственной территории и т.д.

В то же время президент зачем-то предлагает расширить полномочия полицейских, которые смогут не только входить на объекты частной собственности, но и «проникать» в них «в любое время суток», взламывая замки и вынося двери. Более того, сказано в этой же статье про объекты частной собственности, полиция получит право «проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства и осматривать их». Давать такие права полицейским сходу очень опасно. Велика вероятность злоупотреблений, тем более, что реальных механизмов гражданского контроля в этих моментах законопроект не прописывает.

Есть в законопроекте и положения, которые наверняка будут использованы для борьбы с политическим инакомыслием.

Например, Медведев предлагает стимулировать стукачество, в том числе деньгами: «привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание конфиденциальным образом оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе». Если бы были гарантии, что данное положение будет применяться исключительно против уголовников, не было бы вопросов. Но, скорее всего, вербовать «внештатных сотрудников» будут в первую очередь все эти бесконечные центры по противодействию экстремизму.

Кроме того, законопроект фактически дает право полиции удерживать задержанного на акции протеста активиста на срок до 15 суток без всякого решения суда: «полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Умиляет, что Медведев подробно перечисляет части тела, по которым нельзя бить граждан в ходе разгона «несанкционированных» акций протеста: «Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половыми органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место».

По спине и рукам – по-прежнему бить можно. Но и на том спасибо – этот абзац немного снижает шансы встретиться на площади с мерзавцем в погонах вроде прапорщика, ударившего мирного демонстранта пот лицу дубинкой 31 июля в Питере.

Однако в законопроекте Медведева нет главного, чего мы от него ждали. Президент так и не сформулировал главные принципы, которые должны быть заложены в реформу МВД, если мы хотим ее успеха.

Эти принципы весной обозначили мы с В.Миловым:

1. Ликвидация вертикальной конструкции МВД и увеличение самостоятельности районных отделов милиции.

В сегодняшней «вертикали» усилия милиционеров концентрируются не на обеспечении правопорядка, а на отчетности перед начальством, рисовании «снижения преступности» и «высокой раскрываемости». Отсюда – частые случаи замалчивания преступлений, отказ в регистрации заявлений граждан о правонарушениях, пытки для выбивания признательных показаний. Федеральному начальству также нет дела до оперативной обстановки в конкретных местностях – для него важнее вопросы лояльности и отчетности перед руководством страны. Вместо централизованного Министерства внутренних дел основную роль в обеспечении охраны правопорядка должны играть районные отделы полиции, подотчетные органам местного самоуправления и непосредственно гражданам. Муниципальные сержанты и офицеры полиции должны стать ключевыми должностями в системе обеспечения правопорядка в стране.

2. Прозрачность правоохранительной системы и ее подконтрольность обществу.

Совершенно необходимо вводить прямые выборы начальников районных отделов полиции – это самый надежный механизм гражданского контроля за деятельностью правоохранителей. Мы прекрасно знаем, что Медведев сторонник этой идеи, но генеральское лобби в МВД ее заблокировало.

Расширение же полномочий правозащитных комиссий, о которых говорит Медведев, дело правильное, но недостаточное.


3. Кардинальное сокращение личного состава органов правопорядка и их радикальное кадровое обновление.

Ограничение общей численности органов полиции 500-700 тысячами человек. Такие цифры соответствует нормативам развитых стран в 350-500 офицеров полиции на 100 000 человек населения (сегодня численность личного состава МВД составляет порядка 1 миллиона 200 тысяч человек). Основной источник сокращения персонала – централизованные структуры МВД, внутренние войска, отряды милиции особого назначения. Вместе с тем необходимо кадровое усиление районного звена полиции, увеличение его укомплектованности, существенное повышение зарплаты районным полицейским офицерам и сержантам.

Вот как (схематично) должна выглядеть реформа МВД, подготовленная В.Миловым и мной:

46.00 КБ

Ну а то, что предлагает Медведев по сути сведится лишь к переименованию и косметическим мазкам.

Более того - в ряде моментов новый законопроект может усугубить существующие проблемы.



судя по тому, сколько антиконституционных положений хочет внести медведев, пора сделать ему предупреждение от фсб как заядлому экстремисту, а после принятия закона, вовсе сломать замок и вынести дверь, ударить дубинкой по рукам и в спину

(Анонимно)
"Есть здесь, с моей точки зрения, и вклад демократической оппозиции."

Ну вот видите, Илья, как хорошо получилось, вы предложили, а дума сейчас проголосует. Просто демократическая идилия какая-то. Правда я бы на вашем месте не удивлялся, если ДАМ после очередного евсюкова пошлет недовольных лично к вам, со словами - это же не наша идея, а оппозиции.

Да, всё правильно. Реформа оказывается просто в лучшем случае мелким ремонтом.

Полагаю, что вся эта правовая косметология вызвана не столько усилиями оппозиции, сколько типичной для тандема манерой имитировать деятельность. Объявлена реформа МВД, ее и делают...

Дело в том, что любая реформа МВД (даже та, которую Вы с Миловым предложили) не имеет смысла без создания системы административной юстиции. А об этом пока и разговора нет. Как не перекомпоновывай милицию-ГИБДД-следствие-тыл, все равно их действия должны кем-то оперативно контролироваться и оспариваться в упрощенном порядке.

реформа МВД

(Анонимно)
Полиция нужна, господа товарищи! Потому что российское общество упорно продвигают к просвещенной монархии (судите по количеству дворян при нынешнем дворе). Патриарх уже готов короновать. Осталось аккуратно предъявить остатку народа двуглавого самодержца. Полиция ему очень понадобится. В противном случае реформа бессмысленна (ведь известно, что менять надо "девочек", а не кровати и обои). Ведь у питерских земля есть, деревеньки есть, деньги есть. Что еще надо людям для безбедной старости?!.. Поэтому публичное обсуждение этого вопроса - занятие... несерьезное. Все уже давно решено в Нью - Йорке на дворянском Совете, как предупреждал нас в конце 90-х граф Небольсин.

Это хорошо, что Вы можете всестороннюю реформу продумать, но в конечном итоге дело против Вас обернется с Вашими инициативами.
Нужно выбирать основное и давить именно на это (в данном случае - выделение муниципальной милиции и выборность ее управляющего). Все остальное будет безжалостно переврано, трактовано в пользу дальнейшего усиления полицейщины.
Эти смогут наковырять из Вашей булки изюма в своих интересах.

>Например, Медведев предлагает стимулировать стукачество, в том числе деньгами
А чем это плохо?

Да, местные общины должны иметь своего Шерифа, котрый обеспечивает порядок и спокойствие, не дожидаясь распоряжений сверху, не фальсифицирующий отчетную статистику, вся его статистика - доверие людей, выбравших его.

может быть разница в том - что медвед хочет создать в стране работающие органы правопорядка - а вы - развалить их, устроив в стране анархию, в которой все проще взять власть? Ведь именно это и объясняет различие вашей писульки от прожекта медведа.

> Медвед хочет... работающие органы правопорядка?


Работающие органы правопорядка должны будут заняться очень многим, накопившимся,
например, этим - http://navalny.livejournal.com/485080.html

Медведеву это надо?
Кривда, включите, наконец, мозги :)

в общем, слово "полиция" успеют дискредитировать так же, как слово "милиция", к тому моменту, как начнется реформа (реальная) этой системы

а вообще мне нравится как отреагировал Кермлин
Все сразу изменится к лучшему, как только мы вернем милиции ее прежнее название "полиция", а президенту - "Его Императорское Величество".
11:56 PM Aug 6th via web
http://twitter.com/KermlinRussia

>Кроме того, законопроект фактически дает право полиции удерживать задержанного на акции протеста активиста на срок до 15 суток без всякого решения суда: «полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».<
Это не так - по КоАП РФ задержание на срок более 48 часов не прдусмотренно.

Зато меня очень настораживает возможность задержания на один час для проверки документов.

Первый шаг к реформе - это найти прапора-садиста! Пока это не будет сделано публично, все дальнейшие шаги считаю демагогическими.


Re: если я приду на митинг 31-го, меня скрутят и отправят в

На собственном горбу и на чужом
я вынянчил понятие простое:
бессмысленно идти на танк с ножом,
но если очень хочется, то стоит.

:)

если менять критерии раскрываемости на обстановку, так ведь вообще принимать заявы перестанут, только по почте придется слать, как быть?

Скопировать службу собственной безопасности в той же самой Грузии с теми же самыми правами и обязанностями.


(Анонимно)
Нет Илья вы не правы. Ваш проект с Миловым в большей степени наивен и нежизнеспособен в российских реалиях. Огромный плюс законопроекта «О полиции» - это то, что полиция будет находиться рамках в единой вертикальной федеральной системы во главе МВД России, а не делиться на региональную, местную полицию, как вы того хотите. Тем самым полиция будет независима (и финансово и административно) от местных мэров и губернаторов, которые могли бы использовать полицию в своих интересах против «местных несогласных», неугодных бизнес-конкурентов и т.д., если бы она им подчинялась. В стране более 20 тысяч муниципалитетов. Вы только представте что в каждом муниципалитете будет своя независимая полиция и будет отсутствовать какое либо взаимодействие между территориями.