Илья Яшин (yashin) wrote,
Илья Яшин
yashin

Categories:

парламентские выборы-2007

По просьбе научного руководителя готовлюсь рассказать студентам об агитационной кампании на парламентских выборах 2007 года. С удовольствием покопался в своем архиве, пересмотрел рекламные ролики.

Иногда полезно освежить в памяти такие вещи.

Важнейшим событием тех выборов стало то, что список «Единой России» возглавил Владимир Путин. Через полгода ему предстояло оставить президентский пост в пользу преемника, фамилия которого тогда еще не была известна. И выборы-2007 силами кремлевской администрации превратились в референдум о доверии Путину.

Государственная пропаганда позиционировала Путина как национального лидера. Главная задача, которую решала на этих выборах власть, – закрепление в общественном мнении тезиса о неоспоримом первенстве Путина, независимо от того какую должность он займет в ближайшем будущем.

Именно в соответствии с «планом Путина», объясняли избирателям, будет развиваться страна в ближайшие годы. На этом в основном и строилась агитация «Единой России»:



Второй ключевой темой в кампании «Единой России» было противопоставление «благополучных» лет путинского президентства – «лихим девяностым». У непосвященного избирателя должно было сложиться мнение, что Путин никакого отношения к государственной политике девяностых годов не имеет. Однако на самом деле он был полноценной частью той системы: работал заместителем питерского мэра Собчака, возглавлял при Ельцине ФСБ. Да и в Кремль он пришел далеко не в качестве лидера оппозиции, а как преемник, кандидатуру которого предложил Борис Березовский, а утвердил сам президент Борис Ельцин.

Чтобы противопоставить Путина эпохе девяностых, использовались как телевизионные звезды, так и «народные образы»:



Федеральное телевидение не стесняясь подстраивало свою сетку вещания под избирательную кампанию Путина, пренебрегая законодательством. Например, двухчасовая встреча Путина с доверенными лицами транслировалась в прямом эфире по Первому каналу и РТР. Это грубое нарушение избирательного законодательства, которое, впрочем, проигнорировал Центризбирком.

* * *

Самую оппозиционную кампанию в 2007 году, несомненно, провел «Союз правых сил» во главе с Никитой Белых и Борисом Немцовым. Впрочем, это была лебединая песня партии: менее чем через год СПС распустился, большая часть актива влилась в кремлевский проект «Правое дело», а сам Белых был назначен губернатором Кировской области.

Да и стартовала кампания СПС вполне системно: в частности, под давлением администрации президента в список не взяли депутата Владимира Рыжкова и правозащитницу Ирину Ясину. Однако в конце сентября Кремль в буквальном смысле перехватил многомиллионный транш от Анатолия Чубайса, который должен был сформировать избирательный бюджет СПС. Оставшись без денег, партия начала резкую критику режима, фактически солидаризировавшись с внесистемной оппозицией.



Апофеозом кампании стало участие лидеров и активистов СПС в Марше несогласных, который прошел за несколько дней до выборов. Борис Немцов скандировал в микрофон: «Оле-оле, Россия без Путина, вперед!». А возглавлявшая московский список кандидатов Маша Гайдар зачитывала с трибуны президенту Путину его права.

Естественно, это привело к жесткой реакции со стороны властей: спецназ МВД штурмовал типографии и арестовывал тиражи агитации СПС, активистов задерживали, на дверях их квартир появлялись угрозы. Одновременно федеральные каналы вели тотальную информационную войну против несистемной оппозиции, в которую записали и СПС.

Активно «мочил» СПС и спойлер в лице т.н. Демократической партии России во главе с прохвостом-политологом Андреем Богдановым. Никакой агитации за свой список эта организация не вела, но занималась исключительно высмеиванием оппозиции:



Венцом креатива кремлевских пропагандистов стал продемонстрированный по РТР фильм Аркадия Мамонтова, который обвинил оппозицию в разграблении страны, работе на американцев, а меня (видимо, до кучи) в гомосексуальной связи с журналистом Ильей Барабановым:



Вряд ли нужно добавлять, что агитация против СПС была в избытке представлена на телевидении, в то время как ролики этой партии избиратели могли найти исключительно в интернете.

До последнего момента казалось, что СПС снимут с выборов. Под давлением спецслужб кандидаты один за другим выходили из списка. Если бы список покинули 20% кандидатов, избирком немедленно снял бы партию с дистанции. Но в Кремле все же решили оставить СПС, с помощью административных махинаций нарисовав унизительно маленький результат – меньше 1%.

* * *

«Яблоко» провело довольно аккуратную избирательную кампанию. Чтобы доказать избирателям свою оппозиционность, партия включила в первую тройку списка правозащитника Сергея Адамовича Ковалева, бывшего советского диссидента и последовательного критика Путина. Впрочем, в силу преклонного возраста и слабого здоровья, Ковалев не смог принять в выборах активного участия.

В основном избирательная кампания яблочников строилась на роликах с участием Григория Явлинского. Он предстал перед избирателями в демократичной рубашке, рассуждал на общие темы и критиковал девяностые:



Но даже аккуратное «Яблоко» не ушло от катка кремлевской цензуры. Попытка Явлинского незадолго до дня голосования немного покритиковать Путина привела к запрету на показ по ТВ вот этого агитационного ролика:



* * *

Сложнее всего было вести избирательную кампанию в 2007 году партии «Справедливая Россия» во главе со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. Он предполагал занять нишу второй партии власти, «левой ноги» политической системы - то есть быть в оппозиции «Единой России», но при этом поддерживать президента Путина.

Задумка эта провалилась ровно в тот момент, когда Путин лично возглавил список «Единой России». Стратегия эсеров в спешном порядке изменилась, и кампания сосредоточилась на социальном популизме и попытке забрать часть электората у коммунистов:



Кроме того, «Справедливая Россия» активно привлекала военных, используя в агитации тот факт, что Сергей Миронов служил в ВДВ. Впрочем, оппоненты партии эту же тему злобно высмеивали:



* * *

Избирательную кампанию КПРФ в 2007 году тоже нельзя назвать агрессивной. Конкурировать с «Единой Россией», которая критиковала девяностые годы и использовала ура-патриотическую риторику, было очень сложно. Поэтому коммунисты сосредоточилась на критике социального неравенства современной России и попытались мобилизовать пожилых избирателей, ностальгирующих по Советскому Союзу. Для них придумали лозунг «Возрождая утраченные ценности»:



* * *

Нелегко пришлось и ЛДПР, которая по традиции старалась привлечь наиболее социально уязвимый электорат.

«Мы не бедные, мы нищие!», - вещал с экрана Жириновский и добавлял, что «они захапали все, что сделано вашими руками». Кто эти «они», Жириновский на всякий случай не уточнял.

Subscribe

  • Сбор подписей: итоги

    На этой фотографии листы с подписями 4 436 избирателей, живущих в районах Академический, Гагаринский, Ломоносовский и Проспект Вернадского. Это…

  • Слава России! Слава Украине!

    На #МаршМира сегодня вышли десятки тысяч москвичей. Самое масштабное шествие оппозиции за последние пару лет. Море флагов России и Украины,…

  • Зачем Рыжков идет в подтанцовку к Путину?

    В кремлевском театре сегодня очередная постановка под названием «Встреча Путина с непарламентскими партиями». Сценарий у этой пьесы не новый:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Сбор подписей: итоги

    На этой фотографии листы с подписями 4 436 избирателей, живущих в районах Академический, Гагаринский, Ломоносовский и Проспект Вернадского. Это…

  • Слава России! Слава Украине!

    На #МаршМира сегодня вышли десятки тысяч москвичей. Самое масштабное шествие оппозиции за последние пару лет. Море флагов России и Украины,…

  • Зачем Рыжков идет в подтанцовку к Путину?

    В кремлевском театре сегодня очередная постановка под названием «Встреча Путина с непарламентскими партиями». Сценарий у этой пьесы не новый:…