Ведь священники могли стать для революции хорошим союзником. Понятно, что речь не об РПЦ, которая была оплотом самодержавия и имела в империи государственный статус. Но ведь не было попыток привлечь на сторону революции ни христианских отщепенцев, ни мусульман, например. Сразу же навесили ярлык «опиум для народа» - и дело с концом.
А ведь коммунисты по своему менталитету - люди, готовые верить. И до сих пор верят во всякие небылицы. Более того, несмотря на большевистский догмат «религия – опиум для народа», многие современные коммунисты считают себя православными, исправно ходят в церкви, постятся. В квартире моего знакомого избирателя КПРФ портрет Ленина мирно соседствует с образом Николая Чудотворца. Да чего там говорить: Зюганов перед камерами иконы целует.
Причина, скорее всего, в том, что в начале прошлого века религия рассматривалась идеологами большевизма как конкурирующая идеология. При ближайшем рассмотрении у христианского и коммунистического культа обнаруживается немало сходств.
1. И большевики, и христиане обещают своим последователям райскую жизнь. Но если церковь говорит о загробном рае («царствие божьем» на небесах), то большевики обещают построить «светлое коммунистическое будущее» на земле.
2. И у христиан, и у большевиков есть своя святая троица: «Отец-Сын-Святой Дух» против «Маркс-Энгельс-Ленин». Большевистская идеология очень быстро обросла собственными образами апостолов («верные ленинцы»), мучеников (убиенные герои революции и гражданской войны), своими предателями-еретиками (Троцкий, Зиновьев, Каменев).
3. И у христиан, и у большевиков есть фигура Спасителя: Христос – Ленин. Добродетель обоих возводится адептами в абсолют.
4. Оба направления обладают своими «священными писаниями». Правда, если у христиан главной книгой является Библия, то библиотека большевиков насчитывает десятки томов «классиков». Объединяет же и тех, и других то, что цитаты из «писаний» в дискуссии используются как наиболее весомый аргумент.
5. Объединяет большевиков с христианами и наличие системы морально-этических норм, которые обязан соблюдать каждый верующий/партийный. Речь о «Моральном кодексе строителя коммунизма» и 10 библейских заповедях.
6. Внешние признаки у последователей двух культов тоже очень близки: христианский крест – сложенные крестом серп и молот, красные уголки с образами – ленинские комнаты на предприятиях, мощи святых – мавзолей Ленина с трупом вождя.
Надо сказать, что если в первые годы советской власти большевики расправлялись с религиозным институтом и священнослужителями, как с настоящими врагами, то позже позиция смягчилась.
По сути, право церкви на существование вновь признал Сталин во время мировой войны, и это явно было связано с тем, что коммунистическая идеология не давала достаточной моральной мотивации бойцам красной армии. Здесь, видимо дело в традициях: сложно за 26 лет разрушить институт, крепнувший в России столетиями, и заменить его новым.
По большому счету, высвободившись (по крайней мере, частично) из-под прессинга государственной машины в 40х годах, православие в России сохранило за собой будущее. Ведь в конкурентной борьбе за умы на территории нашей страны православие в итоге одержало над большевизмом убедительную победу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →